В практике достаточно часто встречаются случаи, когда учителя, имеющего высшее педагогическое образование, но работающего не по специальности, обозначенной в его дипломе, вынуждают уволиться по этой причине, либо чинят ему препятствия при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории. Представим себе ситуацию, когда учителем начальных классов достаточно длительное время работает педагог, имеющий специальность по диплому "учитель казахского языка и литературы". Он неоднократно проходил курсы повышения квалификации, подвергался аттестационным испытаниям, добился присвоения ему первой либо высшей квалификационной категории. Теперь же, при проверке школы органами государственного надзора устанавливается, что данный учитель работает не по специальности, а значит, он должен быть уволен или переведен на другую должность в соответствии со специальностью, обозначенной в дипломе об образовании.
Весьма часто подобная ситуация складывается в организациях дошкольного воспитания и обучения. Воспитатель имеет высшее педагогическое образование – он по специальности учитель, педагог-психолог и т.д., у него в дипломе об образовании не обозначена специальность "педагогика и психология дошкольного образования".
Территориальные организации Комитета по контролю в сфере образования Министерства образования и науки РК в итоговых документах по результатам проверок обязательно указывают в качестве выявлений подобные случаи и дают рекомендации к освобождению от занимаемых должностей работников этой категории.
Руководители органов и организаций образования своеобразно толкуют нормы действующего законодательства.
Согласно п.1 ст. 51 Закона РК "Об образовании" к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям. В настоящей норме речь идет об общих требованиях к лицам, допускаемым к педагогической деятельности, в части наличия у них образования. Законом определено, что на должности педагогических работников и приравненных к ним лиц могут быть приняты только те граждане, которые имеют специальное педагогическое образование, а в некоторых случаях лица, имеющие какое-либо профессиональное образование, которое соответствует профилю работы.
Здесь следует разобраться в некоторых понятиях и терминологии.
Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. Безусловно то, что данным видом деятельности могут заниматься лица, имеющие соответствующую образовательную подготовку, необходимые навыки и умения.
Полагаем, что словосочетание "специальное педагогическое" образование, обозначенное в ст. 51 Закона РК "Об образовании" является не совсем удачным. Подобного понятия, как в нормативно-правовом определении, так и в обычной практике, не существует. Очевидно, что здесь речь идет о педагогическом образовании, как таковом. Следует заметить, что в некоторых случаях закон позволяет допуск к этому виду деятельности не только лиц, имеющих педагогическое образование, но и лиц, которые обладают иным профессиональным образованием.
Профессиональное образование, в общепринятом понимании этого термина, – это процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. Таким образом, педагогическое образование также является профессиональным образованием, одним из его видов.
Из этого следует, что норма права, изложенная в п. 1 ст. 51 Закона РК «Об образовании», содержит в себе неточности, не конкретные определения, что и является причиной её различного толкования и неверного применения.
Необходимо разобраться, что значит профессия, специальность, профиль, квалификация.
В общепринятом понимании этого слова, профессия (от лат. professio– официально указанное занятие) – это вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда (педагог, юрист, и т.д.). Многие профессии подразделяются на специальности.
В свою очередь, специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин (например, профессия – учитель, специальность – математика, физика; профессия – врач, специальность – терапевт, педиатр и т.д.)
Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. На основании специальности мы определяем, какими видами деятельности готов заниматься человек, в какой отрасли он может работать. Таким образом, специальность – совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.
Специализация (профиль) в образовательной системе – это углублённое изучение относительно узкого поля деятельности, в рамках специальности, обеспечивающее необходимый уровень компетенции специалиста, предназначенной для выполнения некоторой работы. Профиль или специализация определяет основное направление дальнейшей профессиональной деятельности.
Что касается профессиональной квалификации, то термин квалификация означает уровень развития специальных способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой.
Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию – уровень мастерства, который человек действительно может проявлять.
Должность – документально фиксируемое проявление профессии.
В практике применения труда принято определять необходимый уровень подготовленности кандидата на осуществление той или иной трудовой функции с помощью квалификационных характеристик по должностям.
Так в п. 8 ст. 101 Трудового кодекса РК говорится о том, что квалификационные требования к работникам устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.
Пунктом 3 ст. 125 ТК РК определено, что типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций различных видов экономической деятельности разрабатываются и утверждаются уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду.
Для системы образования Министерством образования и науки Республики Казахстан разработаны Типовые квалификационные характеристики по должностям педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденные приказом от 13 июля 2009 года № 338.
Все квалификационном характеристики имеют в себе три раздела:
«Должностные обязанности» – основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
«Должен знать» – перечень основных требований, предъявляемых к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
«Требования к квалификации» – уровень профессиональной подготовки работника необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.
При приеме на работу того или иного кандидата требуется сопоставление имеющейся у него квалификации (профессия, специальность, квалификация) с требованиями соответствующей квалификационной характеристикой. Возьмем, к примеру, должность "учитель", квалификационные требования к которой определены типовой квалификационной характеристикой для учителей всех специальностей, утвержденной названным выше приказом Министра образования и науки РК.
Требования к квалификации:
- специалист высшего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительного искусства, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителя курсов вариативной части рабочего учебного плана – высшее педагогическое образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы;
- специалист среднего уровня квалификации без категории, в том числе, учителя информатики, самопознания, музыки, изобразительное искусство, преподаватель-организатор НВП, технологии, физической культуры, черчения, самопознания, учителя специальных дисциплин специализированных организаций образования, учителя курсов вариативной части рабочего учебного плана – техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование по соответствующему профилю и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или наличие академической степени магистра без стажа работы;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет, или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или наличие ученой или академической степени и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации второй категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет.
специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет.
При внимательном изучении указанной типовой квалификационной характеристики видно, что наличие педагогического образования по конкретной специальности или профилю обязательно для:
- учителя высшего уровня квалификации без категории;
- учителя высшего уровня квалификации второй категории.
Для других учителей обязательным является наличие педагогического образования без указания на специальность.
Рассмотрим квалификационную характеристику по должности "воспитатель организации дошкольного воспитания и обучения".
Требования к квалификации: высшее педагогическое или техническое и профессиональное педагогическое образование.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование;
специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное педагогическое образование;
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
должен отвечать требованиям, предъявляемым воспитателю организации дошкольного воспитания и обучения, иметь стаж работы в должности не менее 2 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности организации дошкольного воспитания и обучения не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы не менее 5 лет;
Специалист среднего уровня квалификации второй категории:
Требования к квалификации: техническое профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя дошкольной организации не менее 2 лет;
специалист среднего уровня квалификации первой категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 3 лет;
специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
Требования к квалификации: техническое и профессиональное педагогическое образование и стаж работы в должности воспитателя не менее 5 лет.
Из приведенной типовой квалификационной характеристики следует, что одним из основных квалификационных требований, предъявляемых к воспитателю, является требование по наличию у него педагогического образования без указания на специальность.
Полагаем, что делать выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности без рассмотрения квалификационных требований, определенных типовой квалификационной характеристикой, нельзя.
Закон РК «Об образовании» и другие законодательные акты в нашем случае, не содержат в себе указания на наличие у педагогического работника определенной специальности, а определяют общие требования по допуску их к педагогической деятельности. Это значит, что в отдельных исключительных случаях, трудовую деятельность в сфере образования по той или иной должности может осуществлять лицо, имеющее педагогическое образования по иной специальности.
Наличие подобного запрета могло бы создать серьезные проблемы. Так, например, в интернатных организациях воспитателями работают педагоги различных педагогических специальностей по той причине, что специалистов с конкретно обозначенной по этой должности трудовой функцией учебные заведения не готовят.
Другой пример, в прошлом на педагогические должности принимались лица, не имеющие соответствующего образования по специальности, однако за долгие годы работы эти лица приобрели необходимые знания, умения и навыки. Они неоднократно подвергались аттестации на предмет определения их уровня квалификации, проходили обучение на курсах повышения квалификации, обеспечивают выполнение своих трудовых обязанностей. Претензий к качеству их труда никто не имеет. Справедливо ли сегодня требовать их отстранения от работы по той причине, что специальность в их дипломах не соответствует специальности по должности?