Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 28 января 2020 года № 13-р утверждены правовые акты, принятие которых необходимо в целях реализации законов РК от 27 декабря 2019 года «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя».
В связи с этим, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 160 утверждены Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 160 утверждены Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество (далее – Правила).
На основании п. 1 ст. 13 Закона, за педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество.
Правила предусматривают ряд требований, как педагогу, так и наставнику, а также заместителю руководителя организации образования по учебной работе.
Так, педагогу, впервые приступившему к профессиональной деятельности, необходимо:
1) постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, организованности, дисциплины, овладения практическими навыками;
2) перенимать у наставника эффективные формы и методы работы;
3) следовать рекомендациям наставника при выполнении должностных обязанностей;
4) наблюдать уроки наставника и других педагогов организации среднего образования и участвует в их обсуждении;
5) представлять свою работу на заседаниях методических объединений и педагогических советов для оценки промежуточных результатов сотрудничества;
6) вносить на рассмотрение заместителю руководителя предложения по совершенствованию работы с наставником;
7) активно участвовать в общественной жизни коллектива;
8) выполнять мероприятия, предусмотренные Планом наставничества.
Согласно Плану наставничества, наставник:
1) посещает уроки педагога, не менее 2 раз в месяц, с предоставлением обратной связи;
2) совместно оформляет и заполняет документы, обязательные для ведения педагогов, в том числе для классных руководителей;
3) консультирует педагога по вопросам профессионального становления;
4) проводит профессиональные беседы с педагогом и/или индивидуальный коучинг;
5) участвует в школьных группах по исследованию урока, методических семинаров, мастер-классов и тренингов;
6) проводит мониторинг профессионального развития педагога, моральных и деловых качеств, его отношения к работе, коллективу и обучающимся;
7) составляет промежуточный отчет (в том числе электронный) и видеоролик на заседании методических объединений организации среднего образования (за 1-ое полугодие).
Заместителю руководителя необходимо:
- координировать организацию наставничества;
- представить педагога, с объявлением приказа о назначении наставника;
- оказывать практическую помощь в составлении плана адаптации и обеспечивать контроль за его выполнением;
- изучать и обобщать опыт организации наставничества;
- вносить обоснованные предложения руководителю организации образования для дальнейшего совершенствования наставничества.
Кандидатура наставника необходимо рассмотреть на заседании педагогического совета и утвердить приказом руководителя организации образования не позднее пяти рабочих дней со дня принятия на работу педагога. За одним педагогом закрепляется только один наставник.
Согласно п. 6 Правил, организация процесса наставничества включает три основных этапа:
1) первый этап (вводный): наставник в течение 10 календарных дней определяет уровень профессиональной подготовки педагога, по итогам которого в течение 5 рабочих дней проводит диагностику по определению уровня подготовки и индивидуальных потребностей педагога;
с учетом результатов диагностики разрабатывает План наставничества на период одного учебного года, который согласовывается с заместителем руководителя и утверждается руководителем организации образования;
2) второй этап (основной): наставник реализует План наставничества и проводит работу по профессиональному развитию и психолого-педагогическому сопровождению в течение одного учебного года;
3) третий этап (завершающий): наставник готовит отчет на заседание педагогического совета по итогам учебного года о результатах наставничества, в котором отражаются итоги реализации мероприятий Плана наставничества, и дает рекомендации для совершенствования практики в действии.
Правила предусматривают замену наставника, в случаях:
1) увольнении наставника или перехода на другую работу;
2) отсутствия на работе наставника более двух недель по уважительной причине;
3) обоснованном письменного заявления наставника об освобождении его от наставничества;
4) обоснованном письменного заявления педагога о замене наставника.
Период между освобождением наставника от наставничества и закреплением за педагогом нового наставника составляет не более пяти рабочих дней. Формирование резерва наставников осуществляется педагогическим советом по представлению методических объединений из числа всех работающих педагогов (за исключением руководителя и их заместителей).
Наставнику необходимо соответствовать следующим требованиям:
1) квалификационная категория «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер»;
2) соблюдающий основные принципы и нормы педагогической этики;
3) качество знаний обучающихся по преподаваемому предмету не менее 60%-70% (50%-60% в малокомплектной школе) в течение последних трех лет.
При применении Правил, следует обратить внимание на положения отдельных нормативно правовых актов.
Согласно ст. 13 Закона РК «О статусе педагога», за осуществление наставничества педагогу выплачивается доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Доплата за наставничество предусмотрена п. 11 Приложения 4 ППРК от 31.12.2015 г. № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» – в размере 100% от БДО (17697 тенге).
Основные принципы и нормы педагогической этики указаны в приказе и.о. МОНРК от 08.01.2016 г. № 9 «Об утверждении Правил педагогической этики».
Согласно п. 102 приказа МОНРК от 27.01.2016 г. № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов…», «педагог-исследователь» либо «педагог-мастер» приравнивается к «учителю высшей категории».
Следовательно, «учитель высшей категории» также может осуществлять наставничество.
Перечень документов, обязательные для ведения педагогами содержатся в приказе МОНРК от 06.04.2020 г. № 130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы», в т.ч. форма Плана работы педагога-наставника с молодым специалистом (приложение 9).
Все вышеуказанные нормативно правовые акты имеются в свободном доступе в интернете, в т.ч. на сайте Профсоюза работников образования «Адилет» г. Нур-Султан (http://profadilet.kz/ru/article/index/10/12).